Выкройка женского казачьего костюма
Описание женского казачьего костюма «Парочка»
Вдумчивое отношение к прошлому, знание старины делают нас наиболее справедливыми к оценке настоящего. Изучение культурного наследия Родины, края, города, станицы раскрывает перед нами богатства сегодняшней жизни, делает сознательными приемниками эстафеты трудовой и боевой славы отцов и дедов. Богатую биографию имеет наш донской край. Яркой страницей входит она в историю Родины. Дон это, прежде всего казачество, а Новочеркасск – его столица. Донские казаки сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру.
Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.
Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.
Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой.
Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.
Особо стоит отметить женскую рубаху. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха выкройка женского казачьего костюма туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. В России замужние женщины носили «повойник» — показаться «простоволосой» было знаком невежества, дикости. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке — «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» — прекрасный), «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.
Колец мужчины-казаки, как правило, не носили. Обычай этот военный. Считалось, что казаки повенчаны со службой. Так что кольца — это в основном женская символика. Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях.
Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского.
Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Традиции донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала 20 века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику.
Пояснительная записка
На конкурс «Моя малая родина: культура и традиция» в номинацию «Горжусь тобой, мой край!» представлена кукла-сувенир в народном казачьем костюме. Кукла выполнена в технике «текстильная игрушка».
Чтобы создавать новое, нужно знать истоки – т.е. традиции.
Традиции лежат как в основе приемов изготовления куклы-сувенира, так и в фасоне костюма. Они же явились основой для создания новой куклы.
Проанализировав сведения по истории, познакомившись с костюмом донской казачки, мы пришли к созданию стилизованной куклы-казачки.
Для создания костюма куклы взяты наиболее характерные и несложные в исполнении элементы: рубаха с длинными пышными рукавами на манжете и пышная юбка, украшенные тесьмой и кружевом.
Источник: http://gigabaza.ru/doc/26572.html
Поделись с друзьями

Рекомендуем посмотреть ещё:
Галерея - Категория: Сценический казачий костюм Декор вязан изделий













